ЧУМА ВСЕГДА РЯДОМ

Может ли повториться средневековый ужас — эпидемии чумы?

Ежегодно в мире чумой заражаются около 2,5 тысячи человек. Для многих известие о том, что в наше время еще возможны вспышки этой болезни, может стать неожиданностью. На самом деле со времен великих эпидемий чума, безусловно, никуда не пропадала и в ближайшем будущем точно не исчезнет.

Людмила ЛИТВИНОВА

За 300 лет нашествия только на Европу (с 1348 по 1666 год) бубонная чума унесла 25 000 000 жизней… К 1351 году чума обошла весь европейский континент. По утверждению средневекового историка Фруассара, погибла третья часть мира. Эту оценку подтверждают и новейшие исследования. Некоторые регионы — например, Скандинавия — почти полностью обезлюдели. Норвежское поселение в Гренландии вымерло до последнего человека. Богачей и бедняков, молодых и старых — смерть косила всех. Особенно высока была смертность среди священников, проводивших много времени с умирающими. В то же время отдельные территории — например, итальянский город Милан и его окрестности — отделались малыми жертвами.

Принято считать, что чума — это далекое прошлое человечества, кошмар Средневековья. Однако, по информации ВОЗ, за последние 15 лет в мире зарегистрировано 40 тысяч случаев заболевания этой страшной болезнью. В ряде государств Азии (Республика Казахстан, КНР, Монголия и Вьетнам), Африки (Мадагаскар, Танзания), Западного полушария (США, Перу) случаи инфицирования людей регистрируются практически ежегодно.

Но самое неприятное, что на нашем европейском континенте (сыро, тепло, влажно) сегодня существуют просто прекрасные условия для размножения крыс и паразитирующих на них блох — главных переносчиков возбудителя этой смертоносной инфекции, а именно — бактерии yersinia pestis.

Чума — это острая инфекционная природно-очаговая карантинная (относящаяся к числу особо опасных) болезнь, отличающаяся различными путями передачи возбудителя (трансмиссивным, воздушно-капельным и контактным). Течение болезни очень тяжелое с высокой летальностью (в странах Азии и Африки летальность составляет от 2,5 до 25,7 процента). Во всем виновата крохотная палочка — бактерия yersinia pestis. Главный переносчик — грызуны.

Чума до сих пор не исчезла с лица земли по той причине, что ее возбудитель чумная палочка может прятаться внутри амеб, используя особый белок, который является своеобразным сигналом «не ешь меня», говорится в статье, опубликованной в журнале Applied and Environmental Microbiology.

«Как правило, чумная палочка yersinia pestis распространяется от одного грызуна к другому при помощи блох, периодически попадая в организм человека. Когда грызунов мало и бактерии сложно распространяться от одной жертвы к другой, она прячется в амебах и выжидает более удобного момента», — рассказывает Вивека ВАДИВАЛУ из Университета штата Вашингтон в Пуллмене (США).

Парниковый эффект и грызуны

Сведения, собранные за полвека наблюдений в степях Казахстана (где полно тех самых грызунов), свидетельствуют о прямой связи потепления климата и вспышками чумы. Парниковый эффект приведет к ускоренному размножению крыс и блох, что резко повысит вероятность возникновения очагов опаснейшего заболевания в самой Европе.

Кстати, разнести чуму по миру могут не только грызуны. Как полагают ученые, перелетные птицы, принесшие с собой птичий грипп из Азии, с тем же успехом способны стать переносчиками зараженных чумной бактерией блох. В отличие от вируса H5N1, эти паразиты не представляют особой опасности для самих пернатых, а вот человеку встреча с ними не обещает ничего хорошего.

Кто может дать гарантию, что какой-то чумный больной из любой страны мира за пару часов случайно не долетит до Европы? Или грызун-переносчик не доберется до Риги, Таллина, Вильнюса?

Готовность не помешает

…Честно говоря, мы ожидали, что директор Латвийского центра инфектологии доктор медицины Байба РОЗЕНТАЛЕ полностью развеет наши страхи, касающиеся возможности эпидемии чумы в нашей стране. Однако доктор была настроена очень серьезно:

— Есть документ, составленный серьезными учеными и экспертами ВОЗ, в котором четко обозначена мысль: именно XXI век будет веком возрождения так называемых старых инфекционных заболеваний и появления новых.

Так оно, собственно, и происходит: после трагических событий в Нью-Йорке в 2000 году появилась сибирская язва (правда, как результат биотерроризма). Теперь Европа стоит на пороге потенциальной пандемии вируса гриппа (смешиваясь с птичьим, появляются новые опасные мутанты этой инфекции).

Если говорить о чуме, то несмотря на развитие медицины, это по сей день опасная воздушно-капельная инфекция. Грызунов-переносчиков и опасных бактерий в теплом влажном климате планеты становится все больше, и кто даст гарантию, что однажды чумная палочка вновь не пересечет границы Европы?

Не секрет, что чума принадлежит к природно-очаговым болезням, зараженные ею грызуны постоянно обитают в Средней и Юго-Восточной Азии. Например, во Вьетнаме и Камбодже бубонная чума — распространенное заболевание. Главное счастье, что она там имеет локальные (не легочные) формы, которые не передаются воздушно-капельным путем и вылечиваются современными антибиотиками.

Медицина развивается, и чума, слава богу, в наше время замечательно лечится — для терапии чумы сегодня используют антибиотики, противовоспалительные препараты.

— Главное — правильно поставить диагноз: не принять чуму за банальную свинку, например… Я это к чему говорю: наши врачи (все без исключения) должны помнить о теоретической возможности возникновения в Латвии каких-то, казалось бы, давно забытых инфекций, чумы в том числе… К сожалению, реальность такова, что не каждый молодой врач без анализов и помощи стационара за пару минут выявит у больного ребенка банальную скарлатину, что умели делать медики старшего поколения. И все потому, что эта инфекция сегодня встречается достаточно редко.

Думаете, почему я сегодня читаю лекции врачам о “старых инфекциях” и натуральной оспе, которой вроде бы и след простыл? Да, болезнь ликвидирована, вирус не циркулирует. Но оспа есть в лабораториях и при заражении дает 80 процентов летального исхода, а значит, все может быть. Узнавать врага в лицо и быть готовым к каким-то непредвиденным эпидемиям никогда не помешает. Тут как на войне, надо быть готовым ко всему.

Так, по существующему законодательству ЛР при любых подозрениях на особо опасную инфекцию больные должны поступать в центр инфектологии. У нас есть возможность моментальной диагностики и особой карантинной изоляции (особо оснащенные помещения). Существует и план действий в чрезвычайных ситуациях. Уверена, что в этом смысле Латвия (уверена, как и наши соседи) может противостоять самым страшным инфекциям.

И еще. Если против холеры нет эффективной вакцины, то против чумы она создана. Правда, она короткодействующая, ее вводят тем, кто реально в какие-то определенные сроки может подвергаться опасности заражения на территории, где есть натуральные источники инфекции. Вводить эту вакцину всем подряд без особой необходимости было бы, мягко говоря, неразумно. Пока.

Известно, что при отсутствии лечения смертность от чумы достигает 95 процентов. То есть крайне редко, всего лишь в пяти процентах случаев, происходит самовыздоровление. Однако сейчас всем пациентам вводят антибиотики, а как происходило самоизлечение в древности, неизвестно. Есть предположение, что некоторые люди генетически устойчивы к этой болезни.

Чумка, которой болеют домашние животные — например, собаки, — не имеет ничего общего с чумой человека. А чума свиней вообще вызывается вирусом, а не бактерией, и он очень специфичен — к свиньям, к диким кабанам.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *