Когда слова заставляют в горле

Психосоматика

В своей первой битве силы я встретился в тумане со своими врагами. Но у тебя врагов нет. Тебе не свойственно ненавидеть людей.

А во мне это было. Моя ненависть к людям была для меня способом потакать своей слабости.

Теперь этого нет. Я победил в себе ненависть, но в той первой битве силы она меня почти разрушила…

Американский писатель-мистик Карлос КАСТАНЕДА. «Путешествие в Икстлан»

Как стресс влияет на наше здоровье и что с этим делать. По просьбе читателей журнала продолжаем разговор о психосоматике

На сей раз на эту тему нам посчастливилось побеседовать с российским психологом и мануальным терапевтом Андреем МИНЧЕНКОВЫМ.

…»Он сел мне на шею», «она у меня в печенках сидит», «они не дают мне свободно вздохнуть», «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки», «сейчас я не могу идти вперед» — знакомые выражения, не правда ли?

В некоторых ситуациях мы сталкиваемся с тем, что наше тело буквально физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из подобных фраз: болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта…

«Ненависть убивает тебя самого…»

— Андрей, правда ли, что проблемы со здоровьем очень часто связаны с событиями в нашей жизни и внутренними переживаниями?

— Конечно! Нужно понимать, что и застарелые обиды, и детские травмы, и постоянный стресс оказывают прямое влияние на наше здоровье. Например, избавиться от мигреней невозможно, пока в теле есть тревога, страх или ненависть. Традиционная медицина лечит последствия, а я стараюсь избавить тело и психику от причин, которые их вызвали.

В своем подходе я не делаю различия между физическим и психическим, тело — это продолжение и отражение нашего сознания. Можно сказать, что все проблемы, ограничивающие убеждения, болезни, психотравмы «записаны» в теле человека в виде мышечных зажимов, напряженных поз, болезненных точек и зон. Медленная и мягкая проработка таких участков тела в сочетании с психологической работой позволяет снять многолетнее хроническое напряжение, помочь глубоко и полноценно расслабиться. Такая работа вызывает огромное количество ощущений, образов, подавленных эмоций.

— То есть телесно-ориентированная терапия может из больного сделать здорового?

— Если у человека острый аппендицит, даже Фрейд будет бессилен — нужна срочная операция. А вот если у вас психосоматика, внутренняя проблема — лекарства вам не помогут. Например, если причиной депрессии является внутренний конфликт. Пока человечество не придумало таблетки от убеждений. Любые антидепрессанты гасят симптомы, а не причину. И никакие лекарства не дадут здоровья, тем более психического.

Или, например, от женщины ушел муж, а у нее осталась глубокая обида на этого человека и на фоне этого — масса психосоматики. Никакое поедание таблеток не уберет эту обиду, этим должен заниматься сам человек или терапевт.

Конечно, таким образом решаются не все проблемы, но при различного видах болях в спине, при головных болях телесные методы очень показаны.

Надо понимать, что все заблокированные или подавленные эмоции и чувства являются для организма миной замедленного действия.

Телесно-ориентированная терапия незаменима при том, что называется незаконченным гештальтом, то есть при любых незаконченных процессах в жизни. А наша жизнь, к сожалению, состоит из таких незаконченных ситуаций. Например, когда отношения одни не закончил, а в другие уже попытался войти. И это всегда копится в теле в виде очага напряжения, раздражения.

— А что делать со стрессом? Городские жители живут в постоянном напряжении…

— Да, постстрессовыми расстройствами сегодня страдают 95 процентов населения. Сегодня у людей зашкаливающий уровень стресса, который копится в теле. Стресс является пусковой кнопкой развития массы патологий. А иногда и основной причиной.

Любой отрицательный стресс — это всегда сжатие, которое заканчивается спазмом. Если гормональная буря, вызванная стрессом, не отреагирована, то через две-три минуты начинается глубокая спастика мышц в той зоне, с которой связана проблема. Если это что-то непроговоренное, это будет зона горла. Мы даже говорим «слова застряли в горле». Если это сексуальная энергетика, зажим возникнет в области таза. Если это подавленные эмоции, будет страдать диафрагма или область сердца. И ситуация может пройти, а память в теле останется, появятся очаги напряжения. Как хорошо заметил основатель телесной терапии Д. Брайт, проблемы голове и зажим в теле — это разные этажи одного и того же здания.

На фоне постстрессовых расстройств возникает сильное напряжение, которое человек сам не может ни осознать, ни расслабить, и развивается психосоматика. И тут незаменимы методы телесно-ориентированной терапии. Потому что когда мы снимаем телесные зажимы, освобождается энергия, которая была заблокирована.

Любой симптом — это послание

— А как массаж и работа с телом могут помочь, скажем, в семейном конфликте?

— В буддизме есть понятие «беспокойство ума». Я назвал бы это «эмоциональная взъерошенность». Результат один: пока ты находишься в таком беспокойном состоянии, сделать какой-то осмысленный выбор невозможно. А вот тут телесные методы абсолютно незаменимы. Когда в теле покой, человек способен посмотреть на свою проблему отстраненно, как на чужую. 90 процентов решений любых проблем приходят тогда, когда ты смотришь на нее как на чужую. Тогда это перестает быть травмой и становится опытом.

— Скажите, можно самому себе помочь — справиться со стрессом, разобраться в проблеме?

— Все зависит от того, насколько сложна проблема. Конечно, очень хорошо делать антистрессовые комплексы, массаж рук, например, знать точки на теле… Это как психоэмоциональная гигиена. Но серьезную проблематику решить, находясь внутри системы, нечем, для этого и нужны специалисты.

— Как бороться с серьезными психосоматическими расстройствами?

— Нужно понимать, что не от любой симптоматики нужно избавляться. Иногда психосоматика — это и есть способ решения конфликта. Допустим, женщина не хочет иметь детей от нелюбимого мужчины; финансово ей с ним сейчас выгодно, но до конца жизни быть с ним она не хочет. И тогда — бесплодие, которое врачи не могут объяснить. Вроде и анализы у нее идеальные, и у мужа все нормально. Это просто протестное решение организма. У меня были несколько таких клиенток. У них все было в порядке, но дети рождались от других, любимых мужчин.

То есть с точки зрения психосоматики любой симптом — это послание и защитная реакция от чего-то еще более страшного.

Например, очень часто алкоголизм возникает на фоне нежелания физической близости между супругами. Секса не хочется, и если муж вечером пьян, это устраивает обоих. У меня был пациент, который вылечился от алкоголизма, и сразу же началась другая проблема — импотенция. Терапевту не обязательно нужно снимать симптом любой ценой. Иногда это даже вредно. Нужно вначале вывести проблему в зону осознания клиента. Никакое поведение человека не является бессмысленным.

— Дайте, пожалуйста, совет нашим читателям.

— Слушайте себя, свое тело. Развивайте общую чувствительность, постарайтесь понять структуру своих желаний. Можно пить неплохое столовое вино, а можно прекрасный марочный Malbec 2006 года. Разница будет в послевкусии, букете, тонких оттенках… Но именно эти нюансы и определяют качество жизни.

Меня коробит от фразы «Каждый человек хочет одного…». Да не каждый! И не одного… Все люди разные и хотят тоже разного. И это очень важно понимать.

Алина ЛИСИНА.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *